А. Бакушин
Система навигации – это первое, с чем сталкивается бухгалтер, заходя в программу. Ведь прежде, чем начать работать, например, со счетом, его надо в программе найти. Программа большая, функционала много: легко запутаться. Поэтому очень важно, чтобы пользователь с первого раза, фактически на уровне интуиции, мог найти нужный ему функционал.
Интерфейс «Такси» предоставляет новые возможности для построения системы навигации, которые должны сделать взаимодействие пользователя с системой удобнее. Главных нововведений несколько. Во-первых, отныне панель разделов можно располагать с любой из четырех сторон экрана, а не только сверху. Во-вторых, теперь платформа автоматически распределяет элементы панели навигации и панели действий раздела в три примерно равные по высоте колонки. Таким образом, все элементы навигации, даже если их много, можно компактно разместить на экране. Наконец, в интерфейсе «Такси» произошел отход от концепции разделов, как отдельных рабочих мест пользователя со своими навигационными панелями, в пользу концепции универсального меню, находящегося над контекстом работы пользователя.
Мы решили воспользоваться этими новшествами, чтобы в «1С:Бухгалтерии 8» с интерфейсом «Такси» сделать систему навигации удобнее.
Но прежде чем перейти к технической части этой задачи, мы решили выяснить, отражает ли принятое в текущей версии программы деление функционала по разделам учета ментальную модель реального бухгалтера? Не нужно ли полностью перепроектировать систему навигации? Для этого мы воспользовались методом карточной сортировки. Сначала подготовили ворох карточек с названиями документов и справочников, которые существуют в программе. Затем попросили нескольких бухгалтеров объединить эти карточки в группы и придумать этим группам названия. Основные группы в этом эксперименте получились такие же, как и в текущей версии: «Банк и касса», «Покупки», «Продажи». Группировка функционала по разделам учета себя оправдала.
С помощью карточной сортировки мы убедились, что существенно изменять текущую структуру разделов учета в новой версии не следует. Бухгалтеры легко ориентируются в ней и успешно находят нужный функционал.
Изменения мы решили внести в общие разделы, где уже не раз наблюдались затруднения в работе бухгалтеров. Например, вместо перегруженного функционалом раздела «Учет, налоги, отчетность» ввели два новых, с более однозначными и привычными бухгалтерам по предыдущим версиям названиями: «Отчеты» и «Операции».
В раздел «Операции» вошел общий журнал операций, операции по закрытию периода и ввод начальных остатков. Последующее тестирование показало, что этот раздел понятен и очень нравится бухгалтерам. Исчезли трудности с поиском журнала операций неопытными пользователями.
По просьбе бухгалтеров в раздел «Операции» были добавлены элементы, которые раньше располагались в разделе «Администрирование»: удаление помеченных объектов, групповое перепроведение документов, установка даты запрета редактирования. Оказалось, что это часто используемый именно главбухами функционал, и его они тоже считают операциями.
Раздел «Операции» в «Такси»:
Раздел «Отчеты» объединил почти все отчеты в конфигурации: стандартные отчеты (ОСВ, карточку счета, анализ счета и др.), регламентированные отчеты (отчетность в налоговую и фонды), а также книги и журналы, которые ведутся для целей налогообложения по НДС и УСН.
В текущей версии стандартные отчеты дополнительно дублируются в каждом разделе учета, чтобы их можно было вызывать без переключения раздела (если пользователь работает с включенными панелями навигации и действий). В интерфейсе «Такси» необходимость в этом отпала в связи с переходом к концепции универсального меню для навигации. Это позволило разгрузить разделы учета, оставив там только документы и отчеты, напрямую относящиеся к этому разделу учета.
Раздел «Покупки» в «Такси»:
Раздел «Покупки и продажи» в текущей версии:
Справочники также были перенесены в отдельный одноименный раздел. Такое пожелание высказали многие бухгалтеры. Оказалось, что работа со справочниками как самостоятельными объектами навигации случается редко. Как правило, добавление новых элементов в справочники делается прямо в документах. Поэтому будет удобно, если все справочники будут собраны в отдельном разделе. Это понравится и внедренцам, тем, кто настраивает программу.
Не все пункты, которые раньше располагались в панелях навигации, остались в них в интерфейсе «Такси». Например, ссылка на регистр счетов учета номенклатуры теперь размещена в панели навигации справочника «Номенклатура». Ведь по умолчанию эти счета заполнены предустановленными значениями, и менять их необходимо только в том случае, если для какой-то конкретной номенклатуры эти значения не подходят. Сценарий работы пользователя здесь таков: если нужно поменять что-то связанное с номенклатурой, нужно использовать точку навигации «Номенклатура».
Этот подход позволил сделать систему навигации визуально проще, при этом не сокращая функционал программы.
Справочник «Номенклатура»:
В итоге нам удалось уменьшить количество элементов в каждом разделе, сделав их визуально легче. При этом число разделов возросло. В горизонтальную панель навигации при стандартном разрешении 1024х768 они уже не помещались. А мы бы хотели, чтобы все элементы программы можно было бы использовать даже на iPad. Здесь появилась возможность эффективно воспользоваться новыми возможностями интерфейса «Такси»: мы расположили панель навигации по программе не сверху, а слева. Это решило сразу несколько проблем. Во-первых, вертикальный список лучше читается. Недаром элементы любых списков в реальной жизни располагают вертикально друг под другом, а не горизонтально. Во-вторых, удалось компактно и элегантно уместить всю систему навигации в стандартном разрешении 1024х768, и даже осталось немного места. Партнеры при доработках легко смогут добавить пару своих разделов, и все равно вся навигация поместится в минимальное разрешение экрана Наконец, такое решение позволило задействовать всю высоту экрана для рабочего пространства. Не нужно забывать, что большинство современных мониторов – широкоформатные, и потеря части площади по горизонтали не так критична. А когда программа будет работать как веб-приложение в браузере, вертикальное пространство становится еще ценнее, так как часть экрана неизбежно будут занимать элементы управления браузера, различные панели и т.п.
Разделы в «Такси»:
Необходимость экономии пространства привела нас к еще одному очевидному изменению: названия многих элементов навигации были сокращены. За редкими обоснованными исключениями, они не должны быть более 30 символов. Это сделало их более читабельными и понятными. Несколько примеров:
Новое название |
Старое название |
План счетов |
План счетов бухгалтерского учета |
Анализ учета по НДС |
Анализ состояния налогового учета по НДС |
Изменение коэффициента амортизации ОС |
Изменение специального коэффициента для расчета амортизации ОС (налоговый учет) |
Дальнейшие исследования мы продолжали уже с рабочим прототипом системы навигации. Он был неоднократно продемонстрирован бухгалтерам. Было проведено несколько сессий экспресс-тестирования новой системы навигации, чтобы убедиться, что все основные задачи решаются пользователями успешно. Большая часть бухгалтеров отметила, что новое меню стало удобнее и легче по сравнению с предыдущими версиями 1С:Бухгалтерии 8.
Исследование удобства системы навигации мы продолжаем и сейчас, более углубленно изучая работу пользователя.
Например, к наполнению раздела «Главное», который появился в интерфейсе «Такси», однозначный подход пока не выработан. По мнению опрошенных нами бухгалтеров, в этом разделе должны располагаться журнал операций и основные настройки, например, учетная политика. Мы добавили туда еще и основные документы (банковские выписки, счета и др.), чтобы показать начинающему пользователю основной функционал программы. Удачно это решение или нет – еще предстоит проверить.