Стандартные отчеты в 1С:Бухгалтерии отличаются богатством и обилием настроек. В любом отчете гибко настраиваются отборы, группировки, условное оформление и другие параметры. Их изменение дает в руки бухгалтеру мощный инструмент для анализа состояния учета во вверенной ему организации.
Исторически сложилось, что все настройки отчета располагаются в специальной панели в правой части формы отчета. Настройки условно разделяются на основные и дополнительные, которые размещаются на двух соответствующих закладках. Поскольку настроек очень много, на каждой из закладок в стандартном разрешении 1024х768 появляется полоса прокрутки. Небольшая ширина колонки настроек не позволяет полностью увидеть, например, таблицу отборов.
Рис. 1. Справа от отчета располагается колонка настроек.
В Такси было решено изменить подход к расположению настроек, сделав их более доступными и легко читаемыми. В основу изменений была положена гипотеза о том, что в момент работы с настройками пользователь полностью на них фокусируется, поэтому оставлять на экране отчет не имеет смысла. Значит, настройками можно занять весь экран, что мы и сделали.
А при просмотре отчета панель настроек в Такси больше не выводится вообще. При необходимости ее можно вызвать с помощью кнопки Показать настройки.
Рис 2. Отчет Оборотно-сальдовая ведомость по счету в Такси.
Рис. 3. Панель настроек в Такси открывается на весь экран.
Места для настроек сразу стало много, что позволило расположить каждую смысловую группу настроек на своей закладке. Теперь найти нужную настройку будет очень легко. Больше места появилось и для самих настроек: например, в таблице отбора стало хорошо видно все колонки: и наименование поля отбора, и его значение.
Порядок расположения групп настроек мы тоже изменили. В начало были передвинуты наиболее часто используемые группы: отборы и группировки.
Чтобы пользователям было легче адаптироваться к работе в новых отчетах, названия групп настроек и другие используемые термины остались неизменными.
После изменения настроек сценарий работы пользователя остается прежним: достаточно нажать на кнопку Сформировать, чтобы увидеть отчет с учетом новых настроек.
Для быстрого формирования отчета большинству пользователей достаточно указать несколько основных настроек. Как правило, это период отчета, счет учета, по которому формируется отчет и организация. Для удобства они вынесены в шапку отчета. Эти поля с помощью яркого фона мы выделили в так называемый «эпицентр» формы, который должен привлечь внимание пользователя к этим полям: именно отсюда следует начинать работу с отчетом. Выделение ярким фоном хорошо сочетается с яркой кнопкой по умолчанию Сформировать, которую следует нажать после заполнения основных настроек.
Рис. 4. Шапка отчета.
Раньше для формирования отчета Обороты между субконто настроек в шапке было недостаточно. Требовалось обязательно открыть панель настроек и заполнить там виды субконто. В Такси мы решили вынести эти настройки в шапку, сделав ее «двухэтажной». Это позволит пользователю быстро построить отчет самыми простыми настройками, и лишь при необходимости перейти к более сложным инструментам.
Рис 5. Эпицентр отчета Обороты между субконто.
В шапке отчета мы отказались от заголовка поля Организация. Это сделано исходя из гипотезы, что пользователь по содержимому поля однозначно поймет, что там указана именно организация. Кроме того, даже если это поле окажется пустым, там отобразится подсказка ввода Организация. Это новая возможность платформы 1С:Предприятие 8.3.
Рис. 6. Отбор по организации: слева – заполненное поле, справа – пустое поле с подсказкой ввода.
Масштаб самого отчета в Такси специально оставлен без изменений. Это вызвано двумя причинами. Во-первых, стандартные бухгалтерские отчеты достаточно насыщены информацией и в крупном масштабе они бы не помещались на экран в стандартном разрешении 1024х768. Это связано с тем, что в стандартных отчетах исторически используется более крупный размер шрифта (9 и 10 пунктов) по сравнению с предлагаемым платформой по умолчанию размером в 8 пунктов. Во-вторых, именно в таком масштабе отчет выводится на печать. Кажется, что бухгалтеру будет привычно получить на печати ровно то, что он видит на экране.
Все эти изменения прошли экспресс-проверку на удобство использования с привлечением нескольких бухгалтеров, которые пользуются сервисом 1cfresh.com. Трудностей в работе с новыми отчетами замечено не было.
Надеемся, что новые стандартные отчеты понравятся всем бухгалтерам!
Бакушин Алексей