Данная статья является анонсом новой функциональности.
Не рекомендуется использовать содержание данной статьи для освоения новой функциональности.
Полное описание новой функциональности будет приведено в документации к соответствующей версии.
Полный список изменений в новой версии приводится в файле v8Update.htm.
Реализовано в версии 8.3.11.2867.
Во время длительной серверной операции пользователь всегда хочет видеть на клиенте ход её выполнения. Для того чтобы оценить, сколько времени осталось до её завершения, или насколько быстро она выполняется. Чтобы это реализовать, необходимо каким-то образом передавать информацию с сервера на клиента. Но и раньше, и сейчас взаимодействие между клиентской и серверной частью 1С:Предприятия происходит только по инициативе клиента. Сервер 1С:Предприятия сам, по своему желанию, не может вызвать какое-либо клиентское приложение и передать ему информацию.
Однако с появлением системы взаимодействия возник ещё один способ «общения» клиентских приложений и сервера между собой. В ней сообщения могут отправляться не только интерактивно, но и программно, причём по инициативе любого из участников. Мы доработали систему взаимодействия и реализовали возможность передачи информации с сервера в клиентское приложение на её основе.
Передача информации происходит по инициативе сервера. Поскольку в качестве транспорта используется система взаимодействия, то способы адресации определяются её возможностями. Вы можете адресовать информацию либо всем клиентским приложениям, либо только тем приложениям, которые запущены перечисленными пользователями. Клиентское приложение может подписаться на сообщения сервера и программно обрабатывать их по мере появления.
В клиентское приложение вы можете передавать данные, имеющие XDTO-сериализацию. Естественно типы передаваемых данных должны быть доступны на клиенте. Вы можете использовать передачу информации с сервера в клиентское приложение в самых разных сценариях. Например:
Проще всего объяснить новый механизм на конкретном примере, когда длительная операция, выполняемая на сервере, состоит из нескольких этапов. По мере выполнения очередного этапа вы хотите извещать клиентское приложение об этом. Чтобы клиентское приложение некоторым образом показывало пользователю ход выполнения этой операции.
Общая схема очень простая. Вы создаёте отдельное обсуждение, в котором передаёте сообщения клиенту. Назовём такое обсуждение служебным. Клиентское приложение автоматически обрабатывает новые сообщения в этом обсуждении и выполняет нужные действия.
Дальше начинаются нюансы. Если ваша задача предполагает, что все клиентские приложения должны каким-то образом автоматически реагировать на информацию, поступающую с сервера, тогда вы можете создать единственное служебное сообщение, и добавить в состав его участников специальный идентификатор, обозначающий всех пользователей. Такой идентификатор можно получить с помощью нового типа СтандартныеПользователиСистемыВзаимодействия.ВсеПользователиПриложения. В таком обсуждении сообщения будут доставляться всем пользователям системы, и тем, которые есть сейчас, и тем, которые появятся в будущем.
Но если ваша задача состоит в том, чтобы информацию с сервера передавать именно тому приложению, которое инициировало длительную серверную операцию, то в этом случае лучше создать несколько служебных обсуждений, для каждого пользователя своё.
Разница заключается в следующем. Сервер взаимодействия удерживает соединение с каждым клиентским приложением. Когда вы отправляете сообщение в обсуждении, в котором участвуют все пользователи, сервер взаимодействия задействует все соединения с клиентскими приложениями.
Если же в обсуждении участвует один пользователь, то будет задействовано одно соединение с его клиентским приложением.
Правды ради нужно сказать, что от имени одного пользователя может быть запущено несколько приложений. Но сути дела это не меняет. Если информацию с сервера нужно передать в то приложение, которое инициировало серверную операцию, эффективнее использовать отдельные служебные обсуждения для каждого пользователя, чем «пулять» по всем клиентам в одном общем служебном обсуждении. В этом случае ресурсы сервера взаимодействия будут использоваться бережнее, а нагрузка на него будет меньше.
Итак, для каждого пользователя нужно создать своё служебное обсуждение. Это можно представить следующей схемой:
Приятным моментом является то, что сделать это нужно всего лишь один раз. Удобнее всего это делать в том месте прикладного решения, в котором создаются новые пользователи. Для идентификации обсуждения можно использовать новое свойство Ключ.
|
Ещё одно новое свойство обсуждения будет вам полезно – Отображаемое. Для служебных обсуждений его лучше устанавливать в Ложь, тогда они не будут показаны в пользовательском интерфейсе.
Итак, создание служебного обсуждения это действие, которое нужно сделать один раз, при создании нового пользователя. А вот что нужно делать при каждом запуске клиентского приложения, так это подписываться на служебное обсуждение, предназначенное текущему пользователю. Для этого менеджеру системы взаимодействия мы добавили новый метод НачатьПодключениеОбработчикаНовыхСообщений():
|
Метод асинхронный, поэтому его запись выглядит немного громоздко. Но ничего сложного в нём нет. Всё, что он делает, это подключает вашу процедуру (ОбработкаСообщенийСервера) в качестве обработчика новых сообщений обсуждения, на которое указывает ключ, передаваемый во втором параметре.
Теперь вы можете на сервере отправить сообщение в служебное обсуждение, и приложение, подписанное на это обсуждение, автоматически его обработает.
В настоящее время в Библиотеке стандартных подсистем (БСП) реализован механизм выполнения длительных операций на сервере, который использует фоновые задания. Это позволяет распараллелить исполнение прикладного кода на сервере и освободить пользовательский сеанс.
В этом примере необходимо использовать ту же самую механику.
Длительную операцию, которая должна исполняться на сервере, нужно запустить как фоновое задание. Каждое фоновое задание исполняется в отдельном системном сеансе. В результате после того, как вы запустите фоновое задание, исполнение кода в пользовательском сеансе вернётся на клиента, и клиент будет готов к дальнейшим действиям. Например, к тому, чтобы обрабатывать сообщения, появляющиеся в служебном обсуждении.
Тут желательно учесть ещё один момент. От имени одного и того же пользователя может быть одновременно запущено несколько клиентских приложений. Все они подписаны на служебное обсуждение этого пользователя. Значит, все они отреагируют на сообщение, которое появится в этом обсуждении. А это нехорошо.
Поэтому при запуске фонового задания желательно снабдить его уникальным идентификатором, который передать в само фоновое задание, и кроме этого вернуть на клиента. Тогда клиент будет знать «свои» фоновые задания, а фоновое задание, посылая сообщение, сможет однозначно себя идентифицировать.
Запуск фонового задания может выглядеть таким образом:
|
Идентификатор фонового задания, возвращённый на клиента, вы можете сохранить в глобальном массиве, чтобы он был доступен процедуре, обрабатывающей новые сообщения.
А длительная операция, выполняемая на сервере, может выглядеть так:
|
Здесь на каждом этапе длительного алгоритма посылается сообщение в служебное обсуждение, а в конце посылается сообщение, сигнализирующее о завершении задания. В данных сообщения передаётся идентификатор этого задания, какое-либо значение, которое нужно обработать на клиенте, и способ его обработки. Способ обработки может понадобиться потому, что этот механизм вы можете использовать в разных алгоритмах своего прикладного решения. В одном алгоритме, например, нужно передвинуть полосу индикатора, а в другом – вывести надпись в форму.
И, наконец, на клиенте процедура, обрабатывающая новые сообщения, может выглядеть так:
|
Сначала вы определяете, «ваше» ли это фоновое задание (его идентификатор сохранён в глобальном массиве), затем смотрите, как нужно обработать переданное значение. В одном случае, для примера, вы передвигаете индикатор, а в другом удаляете идентификатор из массива отслеживаемых заданий, потому что задание завершилось.
Как вы видите механизм довольно гибкий. И это позволяет использовать его для самых разных задач. Приведённый пример это лишь один из сценариев, как говорится, «в лоб».
Существуют и другие, более изощрённые сценарии. Например, когда длительная операция (загрузка данных) инициируется одним из пользователей, а известить о ходе её выполнения нужно группу пользователей, которые с этими данными работают.
Другая область задач связана с тем, что информация не просто доставляется в клиентское приложение, а сервер некоторым образом «отдаёт команды» приложениям, заставляя их выполнить те или иные действия. Например, обновить итоговые данные, отображаемые в отдельном окне, или схему выполнения некоторого глобального прикладного процесса. Или корректно завершить работу клиентского приложения, если администратору системы нужно перезагрузить сервер, а пользователя нет на рабочем месте.
Поэтому после выпуска этого функционала мы с интересом познакомимся с примерами его реального использования и будем готовы рассматривать и обсуждать ваши пожелания и замечания к этому механизму.