Подготовка и отправка отчетности в контролирующие органы является одной из главных задач бухгалтера. В программах фирмы "1С" есть все необходимое для эффективного решения таких задач. Однако у новых пользователей возникают сложности с освоением этого функционала, поскольку не все шаги и этапы процесса отправки отчетности просты и очевидны.
Новые возможности платформы и интерфейса Такси стали хорошей основой для улучшения форм, используемых при подготовке отчетности, и упрощения сценариев работы с ними. Чтобы понять, какие именно изменения необходимы, мы провели юзабилити-тестирование и опросы пользователей, и на основе полученной информации разработали новый интерфейс.
Раньше для подготовки и сдачи отчетности пользователям было необходимо открыть форму Регламентированная и финансовая отчетность. Она выглядела так:
Для электронного документооборота с контролирующими органами (отправки писем, запросов сверок и выписок из ЕГРЮЛ) пользователям требовалось открывать еще одну форму – Документооборот с контролирующими органами:
После перевода на интерфейс Такси функции этих двух форм были реализованы в новом едином рабочем месте – 1С-Отчетности, которое предоставляет полный спектр возможностей по взаимодействию с контролирующими органами. Проведенный анализ показал, что отправка документов в электронном виде не является отдельной задачей, поэтому в данной ситуации наличие двух форм было избыточным.
При проектировании новой формы было важно, с одной стороны, сохранить весь функционал, используемый бухгалтерами, а с другой – спрятать от них излишние технические подробности, связанные с процессом отправки. Для решения этой задачи были проведены исследования, которые показали, какая информация является главной для пользователей. В результате, общее количество информации, выводимой в списке, сократилось, но функциональность формы при этом не изменилась.
Новый журнал отчетов стал наглядным, структурированным, в нем отражаются только полезные сведения, а расположение и название элементов понятны бухгалтерам без пояснений. Кроме этого, форма стала похожа на обычный список документов, а это означает, что для работы с ней пользователям не потребуется особых знаний и навыков.
Можно заметить, что в новой форме нет привычного дерева со списком отчетов:
Ранее оно выполняло одновременно две функции – выбор вида отчета при создании и отбор в списке. При проектировании нового интерфейса было принято решение отказаться от дерева. Порядок работы с ним был не совсем очевиден, а кроме этого, список видов отчетов занимал много ценного места на экране, не неся при этом особой смысловой нагрузки. Теперь вид отчета можно указать: при добавлении отчета – после нажатия на кнопку Создать, для фильтрации списка – в поле быстрого отбора.
В новом интерфейсе поля быстрых отборов претерпели значительные изменения:
Прежде всего, мы выяснили, какие отборы бухгалтеры используют чаще всего. Оказалось, например, что из всего многообразия отборов по периоду пользователям нужны всего два – за квартал и за год, а отбор по нескольким организациям не требуется вовсе. Поэтому мы оставили три самых важных отбора: по конкретной организации, по виду отчета и по периоду (квартал или год). При этом отбор по всем остальным реквизитам списка можно выполнить с помощью средств платформы (например, с помощью клавиш Ctrl+F).
Кроме этого, было решено отказаться от заголовков полей отборов, а вместо них использовать подсказки ввода в пустых полях. Таким образом, убрав дерево видов отчетов и изменив оформление отборов, мы увеличили полезное рабочее пространство формы более чем на 25%.
Изменения затронули и сам список отчетов. Теперь в разрешении 1024х768 он помещается без горизонтальной полосы прокрутки:
Мы поменяли компоновку колонок и стали выводить информацию в две строки. При этом шапка списка осталась однострочной. Обсуждение с бухгалтерами показало, что о назначении ячеек можно легко догадаться по их содержимому, поэтому отсутствие названий некоторых колонок не повлияло на удобство работы со списком.
Кроме этого, теперь выводится только текущее состояние отправки отчета. К подробному описанию этапов отправки можно быстро перейти по ссылке в колонке Состояние. Также стал удобнее просмотр информации о критических ошибках – для этого достаточно два раза кликнуть по иконке с красным восклицательным знаком.
В новом интерфейсе мы широко задействовали возможность выделения групп цветом фона. Прежде всего, для обозначения текущего этапа отправки. По мнению пользователей, использование такого цветового кодирования смотрится очень наглядно и позволяет без прочтения текста определить, успешно завершилась отправка или нет:
Форма "Журнал обмена с контролирующими органами" также была переведена на "Такси":
Интерфейс журнала обмена достаточно насыщен, но так как он носит технологический характер и ориентирован на системных администраторов, то серьезного упрощения сценариев работы с ним мы не проводили.
Была добавлена возможность перехода к журналу обмена из раздела "Администрирование" – теперь его можно открыть напрямую из меню, минуя журнал отчетов. В панель навигации формы были выведены ссылки на все справочники и регистры, которые могут потребоваться техническому специалисту. Это позволяет быстро выполнять задачи, связанные с настройкой электронного документооборота. Кроме этого, вертикальный ряд закладок был размещен горизонтально, что сделало форму более компактной.
Это основные изменения, которые были внесены в 1С-Отчетность. Подробнее об улучшениях и новых возможностях можно узнать в статье 1С-Отчетность – новое единое рабочее место. В настоящее время мы отслеживаем и собираем обратную связь от пользователей, чтобы сделать подготовку отчетности в новом интерфейсе еще удобнее.
Озерова Екатерина