Данная статья является анонсом новой функциональности.
Не рекомендуется использовать содержание данной статьи для освоения новой функциональности.
Полное описание новой функциональности будет приведено в документации к соответствующей версии.
Полный список изменений в новой версии приводится в файле v8Update.htm.
Мы готовим к выпуску beta-версию нового прикладного решения. Рабочее название продукта 1С:Центр администрирования (недавно мы называли его «Библиотека автоматизации», но нам разонравилось :-).
Если вы занимаетесь задачами администрирования, эксплуатации, сопровождения, вы знаете насколько трудоемким и затратным может стать процесс, например, обновления на новый релиз конфигурации или платформы 1С:Предприятие. Если в вашем контуре количество машин и информационных баз можно сосчитать по пальцам одной руки, то такая задача может быть успешно и в срок выполнена администратором вручную. А если в вашем контуре 100 или 1000 машин?
1С:Центр администрирования предназначен для автоматизации задач администрирования и эксплуатации информационных систем, построенных на платформе 1С:Предприятие 8. На сегодняшний день, когда системы, становятся все более сложными, проекты масштабными, а контуры, где развернуты информационные системы, все более распределенными, остро встает вопрос автоматизации задач администрирования таких систем. Администрирование вручную и/или при помощи нетиповых средств показывают себя тем менее эффективными и тем более затратными, чем крупнее информационная система и администрируемый контур.
Целевая аудитория:
1С:Центр администрирования работает с командами и скомпонованными из них сценариями. Основное правило – сценарий переводит систему в новое состояние (state).
Команда – это максимально простое, но при этом самодостаточное действие, которое можно произвести над системой для перевода ее из состояния "1" в состояние "2" (запуск службы, обновление конфигурации информационной базы, изменение настройки кластера и т.п.). Команда фактически является простым сценарием автоматизации.
Сценарий автоматизации – это последовательность команд автоматизации выстроенных в порядке, необходимом для перевода системы из состояния "1" в состояние "2".
Основные сценарии автоматизации в виде скриптов и поставляемых данных будут доступны в составе 1С:Центр администрирования «из коробки». Также пользователям решения предоставляется возможность расширять как состав команд, так и создавать в режиме конструктора новые или менять существующие сценарии.
С помощью 1С:Центр администрирования в планируемой к выпуску версии будет предоставлена возможность централизованного выполнения следующих сценариев:
Со временем мы будем расширять набор поставляемых сценариев.
1С:Центр администрирования – это многокомпонентный продукт. Логически он состоит из управляющей конфигурации (рабочее место администратора) и исполняющей части (те программные компоненты, которые устанавливаются на машины автоматизируемого контура).
Управляющая конфигурация разработана на 1С:Предприятии и выполняет следующие функции:
Важным преимуществом является абсолютная автономность данной конфигурации. За счет этой особенности она может использоваться как самостоятельный продукт, а также быть встроенной в виде подсистемы (библиотеки) или расширения в любую имеющуюся в вашем IT-ландшафте конфигурацию.
Для обработки формируемых команд автоматизации и передачи их в исполняющую часть на стороне управляющей части публикуется http-сервис, через который происходит все взаимодействие с исполняющей частью.
Исполняющая часть состоит из Агента, устанавливаемого на каждой машине автоматизируемого контура и комплекта скриптов и конфигурационных файлов для них, расположенных вместе с агентом.
Агент с определенной периодичностью обращается к управляющей базе, к опубликованному http-сервису и через этот сервис принимает новые команды автоматизации, назначенные для него администратором, а также сообщает статус ранее запущенных команд.
На основании принятой на вход команды Агент запускает необходимый для ее выполнения скрипт.
Исполняющие скрипты реализованы на Python. Соответствие команд и скриптов расположено в специальном конфигурационном файле, называемом словарем. Конфигурационные файлы, поставляемые вместе со скриптами, написаны на YAML. В них содержится формальное описание параметров скрипта, которые могут быть переданы на вход. С помощью этих файлов происходит валидация входящей команды на предмет корректности.
Предвкушая возможные вопросы вида " - Теперь нам еще Python и YAML учить?", напоминаем: знание этих языков вам потребуется только в том случае, если поставляемый с 1С:Центр администрирования набор скриптов вас не будет устраивать, и вы решите написать собственные.
Базовый функционал - создание сценариев автоматизации из существующих шаблонов.
Доступно конструирование новых сценариев.
Параметры команд можно заполнять из данных конфигурации, в которую встроен 1С:Центр администрирования.
Есть возможность планирования и контроля задач автоматизации с использованием календаря...
… в том числе с возможностью создания задач с регулярным запуском.
Для распределенных контуров, а также консолидации процессов автоматизации нескольких проектов, доступна возможность разграничения полномочий ответственных сотрудников в рамках контуров/проектов.
В планах на развитие у нас много задумок, которые мы планируем вносить в продукт уже после выпуска beta-версии: