Заметки из Зазеркалья

22.07.2013

Система навигации «1С:Бухгалтерии 8» с использованием возможностей интерфейса «Такси»

А. Бакушин

Система навигации – это первое, с чем сталкивается бухгалтер, заходя в программу. Ведь прежде, чем начать работать, например, со счетом, его надо в программе найти. Программа большая, функционала много: легко запутаться. Поэтому очень важно, чтобы пользователь с первого раза, фактически на уровне интуиции, мог найти нужный ему функционал.

Интерфейс «Такси» предоставляет новые возможности для построения системы навигации, которые должны сделать взаимодействие пользователя с системой удобнее. Главных нововведений несколько. Во-первых, отныне панель разделов можно располагать с любой из четырех сторон экрана, а не только сверху. Во-вторых, теперь платформа автоматически распределяет элементы панели навигации и панели действий раздела в три примерно равные по высоте колонки. Таким образом, все элементы навигации, даже если их много, можно компактно разместить на экране. Наконец, в интерфейсе «Такси» произошел отход от концепции разделов, как отдельных рабочих мест пользователя со своими навигационными панелями, в пользу концепции универсального меню, находящегося над контекстом работы пользователя.

Мы решили воспользоваться этими новшествами, чтобы в «1С:Бухгалтерии 8» с интерфейсом «Такси» сделать систему навигации удобнее.

Но прежде чем перейти к технической части этой задачи, мы решили выяснить, отражает ли принятое в текущей версии программы деление функционала по разделам учета ментальную модель реального бухгалтера? Не нужно ли полностью перепроектировать систему навигации? Для этого мы воспользовались методом карточной сортировки. Сначала подготовили ворох карточек с названиями документов и справочников, которые существуют в программе. Затем попросили нескольких бухгалтеров объединить эти карточки в группы и придумать этим группам названия. Основные группы в этом эксперименте получились такие же, как и в текущей версии: «Банк и касса», «Покупки», «Продажи». Группировка функционала по разделам учета себя оправдала.

С помощью карточной сортировки мы убедились, что существенно изменять текущую структуру разделов учета в новой версии не следует. Бухгалтеры легко ориентируются в ней и успешно находят нужный функционал.

Изменения мы решили внести в общие разделы, где уже не раз наблюдались затруднения в работе бухгалтеров. Например, вместо перегруженного функционалом раздела «Учет, налоги, отчетность» ввели два новых, с более однозначными и привычными бухгалтерам по предыдущим версиям названиями: «Отчеты» и «Операции».

В раздел «Операции» вошел общий журнал операций, операции по закрытию периода и ввод начальных остатков. Последующее тестирование показало, что этот раздел понятен и очень нравится бухгалтерам. Исчезли трудности с поиском журнала операций неопытными пользователями.

По просьбе бухгалтеров в раздел «Операции» были добавлены элементы, которые раньше располагались в разделе «Администрирование»: удаление помеченных объектов, групповое перепроведение документов, установка даты запрета редактирования. Оказалось, что это часто используемый именно главбухами функционал, и его они тоже считают операциями.

Раздел «Операции» в «Такси»:

Раздел «Отчеты» объединил почти все отчеты в конфигурации: стандартные отчеты (ОСВ, карточку счета, анализ счета и др.), регламентированные отчеты (отчетность в налоговую и фонды), а также книги и журналы, которые ведутся для целей налогообложения по НДС и УСН.

В текущей версии стандартные отчеты дополнительно дублируются в каждом разделе учета, чтобы их можно было вызывать без переключения раздела (если пользователь работает с включенными панелями навигации и действий). В интерфейсе «Такси» необходимость в этом отпала в связи с переходом к концепции универсального меню для навигации. Это позволило разгрузить разделы учета, оставив там только документы и отчеты, напрямую относящиеся к этому разделу учета.

Раздел «Покупки» в «Такси»:

Раздел «Покупки и продажи» в текущей версии:

Справочники также были перенесены в отдельный одноименный раздел. Такое пожелание высказали многие бухгалтеры. Оказалось, что работа со справочниками как самостоятельными объектами навигации случается редко. Как правило, добавление новых элементов в справочники делается прямо в документах. Поэтому будет удобно, если все справочники будут собраны в отдельном разделе. Это понравится и внедренцам, тем, кто настраивает программу.

Не все пункты, которые раньше располагались в панелях навигации, остались в них в интерфейсе «Такси». Например, ссылка на регистр счетов учета номенклатуры теперь размещена в панели навигации справочника «Номенклатура». Ведь по умолчанию эти счета заполнены предустановленными значениями, и менять их необходимо только в том случае, если для какой-то конкретной номенклатуры эти значения не подходят. Сценарий работы пользователя здесь таков: если нужно поменять что-то связанное с номенклатурой, нужно использовать точку навигации «Номенклатура».

Этот подход позволил сделать систему навигации визуально проще, при этом не сокращая функционал программы.

Справочник «Номенклатура»:

В итоге нам удалось уменьшить количество элементов в каждом разделе, сделав их визуально легче. При этом число разделов возросло. В горизонтальную панель навигации при стандартном разрешении 1024х768 они уже не помещались. А мы бы хотели, чтобы все элементы программы можно было бы использовать даже на iPad. Здесь появилась возможность эффективно воспользоваться новыми возможностями интерфейса «Такси»: мы расположили панель навигации по программе не сверху, а слева. Это решило сразу несколько проблем. Во-первых, вертикальный список лучше читается. Недаром  элементы любых списков в реальной жизни располагают вертикально друг под другом, а не горизонтально. Во-вторых, удалось компактно и элегантно уместить всю систему навигации в стандартном разрешении 1024х768, и даже осталось немного места. Партнеры при доработках легко смогут добавить пару своих разделов, и все равно вся навигация поместится в минимальное разрешение экрана Наконец, такое решение позволило задействовать всю высоту экрана для рабочего пространства. Не нужно забывать, что большинство современных мониторов – широкоформатные, и потеря части площади по горизонтали не так критична. А когда программа будет работать как веб-приложение в браузере, вертикальное пространство становится еще ценнее, так как часть экрана неизбежно будут занимать элементы управления браузера, различные панели и т.п.

Разделы в «Такси»:

Необходимость экономии пространства привела нас к еще одному очевидному изменению: названия многих элементов навигации были сокращены. За редкими обоснованными исключениями, они не должны быть более 30 символов. Это сделало их более читабельными и понятными. Несколько примеров:

Новое название

Старое название

План счетов

План счетов бухгалтерского учета

Анализ учета по НДС

Анализ состояния налогового учета по НДС

Изменение коэффициента амортизации ОС

Изменение специального коэффициента для расчета амортизации ОС

(налоговый учет)

Дальнейшие исследования мы продолжали уже с рабочим прототипом системы навигации. Он был неоднократно продемонстрирован бухгалтерам. Было проведено несколько сессий экспресс-тестирования новой системы навигации, чтобы убедиться, что все основные задачи решаются пользователями успешно. Большая часть бухгалтеров отметила, что новое меню стало удобнее и легче по сравнению с предыдущими версиями 1С:Бухгалтерии 8.

Исследование удобства системы навигации мы продолжаем и сейчас, более углубленно изучая работу пользователя.

Например, к наполнению раздела «Главное», который появился в интерфейсе «Такси», однозначный подход пока не выработан. По мнению опрошенных нами бухгалтеров, в этом разделе должны располагаться журнал операций и основные настройки, например, учетная политика. Мы добавили туда еще и основные документы (банковские выписки, счета и др.), чтобы показать начинающему пользователю основной функционал программы. Удачно это решение или нет – еще предстоит проверить.

Рассказать друзьям:
О чём нужно помнить в текущих условиях

Функциональность 1С:Предприятия, которая может пригодиться

Новости проекта

Подпишитесь, чтобы не пропустить новые статьи в нашем блоге.

Подписаться